- Мобилизации сотрудников психология
- В юридической психологии управления термин «мобилизация», помимо его общеупотребительного толкования (как приведения к.-л. в активное состояние, обеспечивающее успешное выполнение к.-н. задачи), обозначает один из психологически ориентированных режимов управленческой деятельности. Понятие «психологической мобилизации» ввел в науку К.К. Платонов – как временную активизацию свойств личности (главным образом моральных и волевых) посредством формирования психических состояний, помогающих высококачественному выполнению деятельности. Известны трактовки мобилизации как формирования психологической готовности к деятельности (М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович), как активизации мотивов деятельности (А.И. Китов), как формирования целостного состояния мобилизованности (А.М. Столяренко). На базе последнего подхода проведено специальное исследование мобилизации сотрудников ОВД (В.П. Трубочкин 1981, 1986), в котором выделены: 1) мобилизационные состояния; 2) ситуации и модели МС; 3) методы и приемы МС.; 4) деятельность руководителя по МС.
1. МС как формирование особого состояния мобилизованности сотрудников, состояния включенности их внутренних возможностей в деятельность. Параметры состояния мобилизованности сотрудников: уровень (низкий, средний, высокий, а также де- и сверхмобилизованность), профиль (в зависимости от включенных в дело мотивационно-личностных, профессионально-интеллектуальных, психофизиологический качеств и возможностей работников), направленность (широкая, узкая, деловая, формальная).
2. Соотнесенность мобилизационного состояния с условиями выполняемой деятельности образует мобилизационную ситуацию, характеризуемую наличием трудностей в работе, требующих для их преодоления специальных усилий. Основные параметры ситуаций задают основные виды МС: внутренняя (самомобилизация) и внешняя (управленческая), общая (на деятельность в целом) и конкретно-ситуативная (на отдельную задачу), мобилизация достижения высокой и преодоления низкой включенности работников в дело, индивидуальная и групповая. Они задают основные типы ситуаций МС: а) на решение сложных и ответственных задач; б) на высокую самоотдачу по работе; в) на профилактику и преодоление срывов в работе; г) на профилактику и преодоление демобилизованности в работе
3. Переход от исходной мобилизационной ситуации к формированию необходимого состояния мобилизованности осуществляется посредством мобилизационного воздействия. Его направленность задается правильной диагностикой ситуации и выбором соответствующей модели МС, а отдельные приемы обусловлены спецификой психических состояний, мотивационных и интеллектуальных ресурсов работников. Сущность же воздействия в наибольшей степени определяется его методом. Выделены три основных метода МС: а) силовая мобилизация – напрягание, внешнее усиление наличных, но недостаточных для успеха в деятельности личных ресурсов работников путем предъявления требований, направленного давления руководителя на работников и использования различных внешних факторов; основные приемы: формирование эмоционально-волевого настроя, мотивационной установки «надо», предписания способа действий; б) перестройка условий деятельности – рациональная организация деятельности, приспособление, оптимизация условий работы к преодолению трудностей; основные приемы: перестройка режима работы, адаптация содержания деятельности к возможностям работников, оптимизация их взаимодействия; в) активизация потенциала работников – пробуждение, раскрытие и задействование внутренних источников активности работников в трудных ситуациях деятельности; приемы: активизация самосознания работников, их мотивационного и интеллектуального потенциалов. Все три метода взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга и их целесообразно использовать в комплексе.
4. МС как управленческая деятельность и деятельность руководителя методически осуществляется в четыре этапа: а) диагностика исходной ситуации – ориентировка в деятельности и состояниях сотрудников, изучение причин сложившегося положения и условий решения задачи, постановка задачи МС; б) построение замысла МС; в) МС при подготовке к деятельности; г) поддержание необходимой мобилизованности сотрудников в процессе самой деятельности.
(В.П. Трубочкин)
Литература: Столяренко А.М. Психологические и педагогические проблемы управления в МВД, УВД. - М., 1982; Трубочкин В.П. Психологические условия мобилизованности сотрудников ОВД на выполнение служебного долга. / Психолого-педагогические проблемы совершенствования управления и оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. - М., 1986. С.22-28.
Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. Под общей редакцией профессора А. М. Столяренко. 2003.